ГАПОУ "Волгоградский социально-педагогический колледж"

Проект «Вдохновить на служение»

Проект «Вдохновить на служение» (Реальное училище педагогов)

Лаборатория ВНОЦ РАО ВГСПУ «Ранняя профессиональная интеграция студентов педагогических специальностей в педагогическую действительность в процессе практической подготовки в системе СПО»

 

Актуальность

Приоритетным направлением государственной образовательной политики в сфере педагогического образования является обеспечение образовательных организаций высоконравственными и квалифицированными педагогами. В нормативных документах, регламентирующих среднее педагогическое образование, предусмотрено расширение объема практической подготовки, вариативность образовательных маршрутов, учет особенностей региональных систем образования.

Однако необходимо признать, что на данный момент отсутствуют адекватные механизмы адаптации среднего педагогического образования к скорости изменения педагогической реальности. Ключевой фигурой в обеспечении взаимосвязи между содержанием практической подготовки будущего педагога и объективными обстоятельствами жизни образовательной организации должна стать формирующаяся личность будущего профессионала. Целеполагание, содержание, технологическое обеспечение и оценка педагогической системы практической подготовки, способной быстро меняться и эффективно работать, должны коррелироваться по итерационному принципу с формированием профессиональной идентичности личности студента.

Потребность в разработке и внедрении модели формирования профессиональной идентичности будущего педагога продиктована тем, что образование не терпит случайных людей, и тем, что очень высоки ожидания от учителя 21 века, и тем, что сам студент нуждается в гарантированном дружелюбии профессиональной среды на всех этапах принятия решения о своей будущей педагогической карьере.

Системообразующим фактором данной модели должна быть режиссура опыта первых успехов студента, приобретенного на конкретном рабочем месте. В этом случае формирование профессиональной идентичности будет проходить на всех этапах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего педагогического образования. Необходимо признать, что в среднем педагогическом образовании на данный момент не существует подобных работающих и научно обоснованных моделей.

Миссия
Команда проекта ищет ответ на один из вечных вопросов профессионального (педагогического) образования. Как вовлечь и «влюбить» студента в профессию педагога? Как пробудить в студенте «профессиональный азарт» решать проблемы его «родной отрасли» после получения диплома, не отпугнуть трудностями, с которыми он столкнется на практике. Как помочь ему не ошибиться с выбором дела всей жизни?
Цель
Создать и апробировать модель непрерывного (итерационного) процесса совершенствования педагогической системы практической подготовки студентов педагогических специальностей в системе СПО, которая сможет обеспечить стабильно высокий уровень сформированности профессиональной идентичности и интеграцию в среду образовательной организации-работодателя на этапе освоения основной профессиональной образовательной программы.
Задачи

Выявить этапы профессиогенеза, присущие студентам педагогических специальностей СПО, охарактеризовать их содержание и специфику.
Уточнить сущность понятия «профессиональная идентичность», определить этапы и уровни ее развития у студентов педагогического колледжа.
Разработать диагностический аппарат определения уровня сформированности профессиональной идентичности студентов педагогических специальностей СПО на разных этапах профессионального образования.
Создать итерационную модель педагогической системы практической подготовки, обеспечивающей условия для раннего профессионального развития и формирования профессиональной идентичности студентов.
Определить комплекс условий (материально-технических, кадровых, методических, организационно-педагогических) для реализации итерационной модели практической подготовки: наличие специфической педагогической среды на площадках организаций-работодателей.
Раскрыть специфические черты, признаки площадки профессионального развития, охарактеризовать педагогическую систему, оптимально комфортную для успешной профессиональной адаптации и формирования профессиональной идентичности.
Сформулировать основные риски функционирования итерационной модели и определить методы работы с ними.
Проанализировать и обобщить опыт внедрения итерационной модели педагогической системы практической подготовки на этапе профессионального образования.
Разработать методические материалы по результатам апробации и внедрения итерационной модели:
-     уровневое описание профессиональной идентичности педагога в терминах знаний, навыков, индивидуальных способностей, педагогических компетенций, которые требуются для решения профессиональных задач;

-     критерии оценки сформированности профессиональной идентичности педагога;

-     комплекс диагностических методик для определения уровня сформированности профессиональной идентичности педагога;

-     рекомендации по реализации модели практической подготовки в формате «полного дня», направленной на развитие профессиональной идентичности студентов;

-     методические рекомендации по проведению отдельных типов практических занятий, ориентированных на формирование педагогических компетенций обучающихся и развитие профессиональной идентичности;

-     рекомендации для образовательных организаций по созданию условий для практической подготовки студентов и организации площадки профессионального развития;

-     стандарт площадки профессионального развития педагога;

-     программу курсов повышения квалификации для руководителей, преподавателей, наставников профессиональных образовательных организаций «Организационные модели практической подготовки студентов в колледже: подходы и новые возможности»;

-     программу курсов повышения квалификации для  руководителей, учителей, воспитателей, методистов, наставников образовательных организаций «Организация педагогической среды профессионального развития педагога в условиях практической подготовки».

10.  Организовать мероприятия по обсуждению результатов проекта:

-     научно-практический семинар «Педагогическая система практической подготовки студентов в педагогическом колледже: инновационные подходы и эффективные модели»;

-     сессии межрегиональной проектной группы экспертов в сфере практической подготовки;

-     педагогический форсайт по обсуждению Стандарта площадки профессионального развития педагога;

-     профессиональное обсуждение проблем совершенствования среднего педагогического образования на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Национальные приоритеты российского образования: достижения и перспективы».

Целевая аудитория
Студенты педагогических специальностей СПО, административные работники педагогических колледжей, ответственные за реализацию практической подготовки, преподаватели СПО, обеспечивающие практическую подготовку, учителя-методисты, учителя-наставники образовательных учреждений-работодателей, сотрудники органов управления образования, ответственные за работу с педагогическими кадрами, ученые-исследователи, методисты.
Формы работы

Семинар «Педагогическая система практической подготовки в педагогическом колледже: инновационные подходы и эффективные модели».

Сессии межрегиональной проектной группы экспертов в сфере реализации практической подготовки.

Профессиональное обсуждение проблем совершенствования педагогического образования СПО в ходе практической подготовки и становления профессиональной идентичности студента на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Национальные приоритеты российского образования: достижения и перспективы».

Заседание лаборатории ВНОЦ РАО на базе экспериментальных площадок образовательных организаций-работодателей, базах практической подготовки.

Ожидаемые результаты
Доказана эффективность внедрения итерационной модели педагогической системы практической подготовки студентов педагогических специальностей системы СПО в контексте профессиогенеза и формирования профессиональной идентичности.
Апробирована технология формирования профессиональной идентичности студентов в образовательной среде колледжа.
Дано научное обоснование комплекса педагогических условий для реализации итерационной модели педагогической системы практической подготовки, успешной адаптации студентов в профессионально-педагогической среде организаций-работодателей, формирования профессиональной идентичности студентов на этапе освоения образовательной программы.
Разработан и апробирован Стандарт площадки профессионального развития педагога «Реальное училище педагога» (СППР).
Количество студентов, выпускников, трудоустроенных и закрепившихся в образовательных организациях региона находится на уровне не менее 85% и имеет тенденцию к увеличению.
Продукты НИР

Карта (описание) профессиональной идентичности педагога в терминах знаний, навыков, индивидуальных способностей, педагогических компетенций, которые требуются для решения профессиональных задач.

-     Критерии оценки сформированности профессиональной идентичности педагога.

-     Диагностические методики для определения уровня сформированности профессиональной идентичности педагога.

-     Методические рекомендации по реализации модели практической подготовки в формате «полного дня».

-     Методические рекомендации по проведению отдельных типов практических занятий, ориентированных на формирование педагогических компетенций обучающихся и развитие профессиональной идентичности.

-     Рекомендации для образовательных организаций по созданию условий для практической подготовки студентов и организации площадки профессионального развития педагога.

-     Стандарт площадки профессионального развития педагога (СППР).

-     Программа курсов повышения квалификации для руководителей, преподавателей, наставников профессиональных образовательных организаций «Организационные модели практической подготовки студентов в колледже: подходы и новые возможности».

-     Программа курсов повышения квалификации для  руководителей, учителей, воспитателей, методистов образовательных организаций, наставников профессиональных образовательных организаций «Организация педагогической среды профессионального развития педагога в условиях практической подготовки».



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ